Киностудия «Пиксар», часть диснеевской империи, расположена в маленьком городке недалеко от Сан-Франциско и Силиконовой долины. Это лидер американской анимации — куча «Оскаров», «Золотых глобусов» и «Грэмми». «Истории игрушек», «Тачки», «Монстры»… И «Корпорация Монстров», конечно!

«Университет монстров» — это преквел, в котором рассказывается о том, как познакомились добрые чудовища: Майк Вазовски и Салли Салливан, впоследствии трудящиеся на «чудовищной» электростанции. Электростанция «Корпорации» работала на человеческом ужасе, а друзья перенастроили ее на человеческую же радость… Преквел рассказывает о том, как ребята познакомились в университете, как они поначалу строили гадости друг другу, а в итоге подружились.

Фабрика сказок «Пиксар» — учреждение примечательное. Она битком набита самой продвинутой электроникой — туда еще до выхода на рынок попадает продукция «Эппл». Тут трудятся дети разных народов, рас и религий — и трудятся в обстановке нескончаемой детской игры. Кабинеты соседствуют с саунами, барами, садами (чуть не написала — зимними, хотя какая же зима в Калифорнии). Гуляй — не хочу. Совещания часто проводятся на диванчиках за напитками и закусками. Скетчи зачастую рисуются чуть ли не на коленках, но каким-то чудом не пропадают, а всаживаются тютелька в тютельку в правильное место и даже выставляются на всеобщее обозрение. Наряду с компьтерной декорацией мультфильма выстраивается еще и «живая» — для создания настроения у художников.

Исполнительный продюсер «Университета монстров» Джон Лассетер, неограниченный художественный диктатор «Пиксара», да к тому же еще и главный креативный офицер всех анимационных подразделений компании «Дисней», объясняет:

— Человек должен передать энергетику изображению, а это намного труднее, чем когда он играет сам. Вот и приходится самыми разными путями стимулировать позитивный настрой, чтобы не страдала продукция.

Мультипликаторы уверены: мелочей в их работе не бывает.
Фото: предоставлены компанией УДССПР.

Судя по тому, что я наблюдала в «Пиксаре», стимуляция проходит весьма успешно — мало где я встречала столько людей с счастливо-озабоченными лицами.

В этот раз на территории студии был выстроен университетский кампус — не полностью, конечно, но очень яркими урывками, вроде въездных ворот, у которых посетителя встречают фигуры Майка и Салли. Образы этих двух чудовищ, равно как и их друзей, за десять лет плотно вошли и в американский маркетинг, и в души детей. В чем секрет успеха, я постаралась узнать у режиссера «Университета» Дэна Скэнлона:

— Секрет такой могучий, что даже страшно раскрывать — вдруг сопрут. Смеюсь я, смеюсь… Куда обычно помещают сказочные существа? Правильно — в сказочные обстоятельства. Чтобы чудеса вокруг были, волшебные палочки, ковры-самолеты. А у нас такие уж существа, которых в принципе в реальной жизни быть не может, помещаются в самую что ни есть живую бытовуху. Конфликт в «Корпорации монстров» начался с энергетического кризиса. Это уже другой вопрос, на чем у них энергоустановка работала, а кризис, он кризис и есть. Нужно было найти, как сейчас модно писать, «альтернативные источники энергии». Вот Майк и Салли их и нашли, причем такие, что дети в зале визжали от восторга.

— Почему вдруг понадобилось снимать преквел к этой ленте?

— Тут несколько причин. Во-первых, «Корпорация» собрала пятьсот шестьдесят с лишним миллионов долларов, такой кассой не разбрасываются, к тому же наши герои пришлись зрителям по душе и не забылись даже и через десять лет после премьеры. А раз так, то, и это во-вторых, захотелось показать, откуда ноги растут: как герои встретились, как подружились, кто их довел до жизни такой. И вот здесь-то появляется университетский кампус: идеальное место для знакомства, а еще и самая бесшабашная площадка для озорства с отягчающими обстоятельствами. Вот примерно так.

Придумать вот такого красавца взрослые едва ли смогут без помощи детей.
Фото: предоставлены компанией УДССПР.

За легкостью объяснений и лихостью результата — гигантский труд. Раскадровка фильма включила в себя почти сто одну тысячу рисунков, сто миллионов (!) часов работы на двадцати четырех тысячах компьютеров для оживления четырехсот характеров — это только цифры. Но кому будет дело до цифр, когда в 3D-пространстве к зрителям высыпет куча жутких до колик субъектов — студентов Университета Монстров, а среди них заводилы и конкуренты: Салли и Майк, пока еще недолюбливающие друг друга, но уже втихомолку готовые дружить и трудиться на пару.

— Это просто какой-то возврат в детство, признается замечательный комик Билли Кристал, озвучивший Майка Вазовски. — Во время работы надо было удерживать себя, чтобы не пуститься в пляс вместе с героями. Мой герой — маленький монстренок, и — клянусь — после пары часов работы я так вовлекался в его образ, что в перерывах пытался смотреть на всех снизу вверх. Что хорошо удавалось с Джоном Гудманом, озвучивавшим Салли, но плоховато — с Хелен Миррен в роли монстра-декана университета.

История, рассказанная в «Университете монстров» уводит зрителя в самые неожиданные стороны и расставляет ему самые неожиданные ловушки, но рассказывать о них — сослужить плохую службу, сами пускай попадаются.