В 1974-м рекламный агент Чарли Саатчи купил первую картину. 24 года спустя он выставил свою коллекцию в британской королевской академии искусств. Лондонскую галерею Saatchi&Saatchi посещают более 600 000 человек в год.

Повторить успех Саатчи в Украине, конечно, не удастся – наша страна находится на периферии мирового арт-рынка. Но успешные галереи есть и в Киеве, причем половиной из них управляют женщины. Важно только понимать, что это игра в долгую, при этом возврат инвестиций не гарантирован.

Цена вопроса. «Не нужно много денег, чтобы начать, – говорит владелец галерей EIGEN+ART в Лейпциге и Берлине Герд Гарри Любке, галерист с 28-летним стажем. – 100 000  евро вполне достаточно». Любке считает, что нужна небольшая выставочная площадка, энтузиазм, новаторские идеи и грамотные сотрудники.

Galerie Thaddaeus Ropac

Таддеус Ропак, владелец галерей в Париже и Зальцбурге, также полагает, что 100 000 евро сегодня вполне достаточно. Гораздо важнее денег наполнение галереи и сильная выставочная программа.Разумеется, можно вкладывать и больше – например, если вы решите не арендовать, а выкупить площадку для галереи.

Формальности. Галерею проще всего регистрировать в форме ООО: налогообложение на общих основаниях, лицензия не требуется.

Выбор места. Галерея должна находиться в центре города. Продумайте план оформления основного зала и склада, заложите в смету расходы на ремонт и оформление.

Кадры. Вам понадобятся куратор, ассистент, бухгалтер, охранник, пиар-менеджер.

Saatchi Gallery

MD/flickr.com

Отбирать работы для галереи должен профессионал. Если вы не имеете художественного, в идеале западного, образования, обратитесь к независимым экспертам, которые помогут сформировать базу художников. Задача куратора – заниматься подбором перспективных авторов и формированием выставочной программы.

Отбор художников. Как правило, подписывается контракт на долгосрочное сотрудничество, при котором художник создает работы только для вашей галереи, а она получает эксклюзивные права на их продажу. Обычно выручка делится между галереей и художником в пропорции 50 на 50.

Saatchi Gallery

The Style PA/flicrk.com

Долгосрочный контракт позволяет защитить инвестиции галериста и снизить финансовые риски. Раскрутка автора – затратный процесс. Чтобы набрать вес на арт-рынке, художник должен поэтапно пройти все «инстанции» – участвовать в ярмарках, международных выставках, некоммерческих форумах, биеннале, с последующими продажами на международных аукционах. Только после этого начинается игра по-крупному.

Работы молодых художников не должны стоить больше $2000. Персональная выставка или участие в международной ярмарке повышает стоимость полотен в среднем на 10%.

Saatchi Gallery

Jim Linwood /flickr.com

Работы Александра Ройтбурда, Олега Тистола, Анатолия Криволапа, Ильи Чичкана в 1990-е годы можно было купить максимум за $1000. Сегодня цена на их полотна на западных аукционах достигает десятков тысяч долларов. Ключевой момент тот, что уровень ценообразования на их работы сегодня установлен на основании прозрачной процедуры.

Galerie Eigen+Art

Программа выставок на год. Каждые две недели в мире открывается очередная ярмарка современного искусства. Участие в них стоит по-разному: от $4000 на Affordable Art Fair в Нью-Йорке до $15 000 на престижной площадке Art Cologne.

Выделять серьезные бюджеты на регулярное участие в мировых ярмарках могут только уже состоявшиеся галереи. Новичкам следует сосредоточиться на том, чтобы создать себе репутацию с помощью работы на локальном рынке. Только после этого можно рассчитывать на лояльность со стороны престижных ярмарок, которые стараются не иметь дела с галереями моложе трех лет.

Saatchi Gallery

cathed22/flcikr.com

Отношения с клиентами. Коллекционеры предпочитают покупать у тех, кто им симпатичен. Вы продаете не просто предметы роскоши, без которых вполне можно обойтись. Вы продаете эмоцию.

Galerie Eigen+Art

Формула окупаемости

Вы инвестируете в арт-бизнес, а не в недвижимость. Будем исходить из того, что площадка не покупается, а берется в аренду.

P = R+((L+С)x36)+(Dх3),

где:

Р (payback) – окупаемость (сумма) инвестиций в проект;

L (location) – аренда помещения 150 м2 – $1500, умноженная на 36 месяцев;

C (costs) – минимальные ежемесячные расходы, включая зарплаты сотрудникам – $1500, умноженные на 36 месяцев;

R (repair) – ремонт – $15 000;

D (development) – ежегодные расходы на продвижение – $10 000, умноженные на 3 года.

Таким образом, вложения в галерею и первые 12 месяцев работы обойдутся в $61 000. Плюс $92 000 – расходы и программа продвижения на два следующих года. Итого: $153 000.

Чтобы вернуть вложенные средства, галерея должна зарабатывать от $51 000 в год. Для этого ежемесячные продажи должны приносить не менее $8500: ведь половина выручки из них причитается художникам.

Galerie Thaddaeus Ropac

Пять ингредиентов успеха

Французский галерист Таддеус Ропак открыл свою первую площадку 30 лет назад. Он начинал работать с молодыми, никому не известными художниками своего поколения: Жан-Мишелем Баския, Робертом Мэпплторпом, Кейтом Харингом и Франческо Клементе. На то, чтобы обеспечить им признание на арт-рынке, у Ропака ушло около пяти лет. Какие качества нужны, по его мнению, галеристу, чтобы претендовать на успех?

1. Знание истории искусств

2. Знание современного искусства

3. Страсть к искусству

4. Упорство, чтобы остаться в упряжке на длительной дистанции

5. Ежедневная работа с полной отдачей