IV Фестиваль молодого европейского кино VOICES открылся в Вологде. В этом году смотр посвящен Году культуры Нидерландов в России. Именно поэтому фильмом открытия стала картина голландского режиссера Йоса Стеллинга «Девушка и смерть». Эта лента – яркий пример сотрудничества наших двух стран, так как в ее создании принимали участие российский продюсер Евгений Гиндилис и наши актеры Леонид Бичевин, Рената Литвинова, Сергей Маковецкий, Максим Ковалевский. Фильм представил сам Стеллинг, предупредив, что «картина длинная, грустная и, возможно, смотреть ее будет непросто». Но вопреки беспокойству автора, зал смотрел «Девушку и смерть», затаив дыхание все два часа.

Надо заметить, что зритель в Вологде благодарный и активный. Причем можно смело утверждать, что появлению такого зрителя способствовал фестиваль. Конечно, во время проведения первого смотра залы нередко пустовали. Теперь же, не на всякий фильм можно купить билеты. Для сравнения: президент Московского международного кинофестиваля Никита Михалков, подводя итоги минувшего форума, сказал, что сеансы посетило примерно семьдесят тысяч зрителей. А по итогам прошлого года работы VOICES было продано двадцать тысяч билетов. Но ММКФ проходит в огромном городе и идет десять дней. А, VOICES длится меньше недели, да и Вологда ощутимо меньше Москвы. Таким образом, очевидно, что фестиваль нужен там, где город, действительно, им живет.

Безусловно, популярность вологодского смотра зависит от организаторов. Но, где еще программный директор представляет все фильмы без исключения? И какой составитель программ готов часами общаться с аудиторией, прислушиваться к ее мнению и выслушивать замечания? Игорь Гуськов поступает именно так. А еще он в течение года собирает картины для того, чтобы привезти их в Вологду. Каждая лента в конкурсе или в параллельных секциях не случайна: фильмы перекликаются друг с другом или дополняют друг друга.

После ММКФ, когда в обширной афише которого знаковые показы можно было пересчитать на пальцах одной руки, гостям VOICES каждый день по нескольку раз приходится делать выбор, на какой фильм идти, а какой пропустить. Такой подход к составлению программы вызывает уважение, в том числе и у признанных кинематографистов. Именно поэтому в Вологду каждый год с нескрываемым удовольствием приезжают такие режиссеры как Александр Сокуров, Паоло Тавиани, Сергей Лозница – люди занятые и не большие любители публичности. Вот и в этом году жюри конкурса возглавил классик венгерского кино Белла Тарр, а получивший премию «Гойя» испанец Пабло Бергер прилетел на день только для того, чтобы представить здесь свой нашумевший фильм «Белоснежка».

К слову сказать при том, что фестиваль собирает не глянцевых, а самых настоящих звезд европейского кино, он остается очень демократичным. На VOICES нет разделения на VIP-зоны, VIP-места и VIP-мероприятия. Здесь все и для всех. Здесь кинематографисты не отделены от аудитории, и тем привлекательней для них этот кинофестиваль.
Ведь, по большому счету, настоящее искусство начинается там, где заканчиваются любые барьеры.