БЕРЛИН, 30 ноя — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Интерактивная выставка работ молодых российских художников V_Museum — Platform Moscow открылась в фойе театра Берлинер Фестшпиле в рамках культурной программы RusImport в четверг.

V_Museum — это виртуальный музей, интерактивное пространство, организованное так, что увидеть работы нескольких художников можно в стенах одного, небольшого павильона. Стены превращены в экраны, на которые транслируются арт-объекты и видеоинсталляции — все они сопровождаются специальной, подобранной художниками и кураторами музыкой.

Цель проекта, придуманного и организованного Кристиной Штейнбрехер, Андреем Гельмизой и Анне Майер, — познакомить немецкую публику, профессионалов и ценителей современного искусства с новым поколением художников.

Выставка V_Museum — Platform Moscow перекликается с другой экспозицией, представленной в рамках российской культурной программы RusImport — еще в конце сентября в Берлине открыли выставку известной арт-группы AES+F, с подзаголовком «Видеоарт из России».

AES+F привезли в Берлин свою знаменитую трилогию, состоящую из работ The Last Riot (2007), The Feast of Trimalchio (2009) и Allegoria Sacra (2011).

Если выставка видеоарта знакомит берлинскую публику с художниками, сформировавшимися в 80-е, то те, чьи работы расположились в пространстве виртуального музея, тогда только родились. Участникам выставки — от 25 до 30, многие из них родились в 1985-1987 годах. Их творчество берет истоки уже в другом времени, связано с принципиально иным контекстом, как и в социальном, политическом, так и в эстетическом плане.

Молодые художники, которым открыт мир, которым доступен интернет, отлично знают мировой контекст, имея возможность вступать с ним в диалог. И, тем не менее, кураторы выставки выбрали тех, в ком заметен свой почерк, своя характерная черта. Все пятеро участников выставки — Павел Киселев, Александр Лысов, Оля Кройтор, Таисия Короткова и дуэт МишМаш — художники со своей темой, работающие в разных направлениях.

Проект Павла Киселева, представленный скульптурой и видеоанимацией, называется «Похищенные блага» и представляет собой инсталляцию из шести цифровых копий. Работы Киселева связаны с понятием времени, с личным опытом проживания временных отрезков, с метаморфозами понятия будущего.

Художник Оля Кройтер представляет в Берлине виртуальную версию своих коллажей, навеянных советским авангардом, а также видеоперфоманс «Очищение». Работа Таисии Коротковой так или иначе связана с технологиями, с образами технического прогресса с выхолощенной эмоциональной стороной.

Проект Александра Лысова существует только в виртуальном пространстве, полностью укладываясь в логику пространства, созданного в виртуальном музее в фойе Берлинер Фестшпиле. Его работа, вдохновленная экспериментами первых компьютерных художников 60-х — 70-х, представляет собой тотальную видеопроекцию, основанную на цветовых мерцаниях и быстрой смене кадров.

МишМаш — дуэт художников Миши Лейкина и Маши Сумниной — работает с темой современного мегаполиса и его визуальных воплощений. МишМаш оперирует понятием идиоматического образа, наделяя его как общественным, так и личным характером. Художники работают по следующей технологии: они просят своих друзей, помощников, знакомых сфотографировать тот или иной конкретный город — те места, фрагменты, которые кажутся фотографу типичными, выразительными, создающими лицо города.

Выделенные из ряда собранного материала визуальные идиомы художники превращают в геометрические абстракции, используя строительные материалы и краски. Идиомы превращаются в знаки, в закодированный язык, считываемый горожанами. Такой экспертизе подверглись Москва и Екатеринбург, а в рамках Берлинской выставки художники обратились к местным жителям с предложением принять участие в проекте, касающемся их города.

Выставка V_Museum — Platform Moscow, помимо представленных работ, предлагает виртуальный каталог, в который включены не только материалы о художниках-участниках, не только их интервью и подборки работ, но также подробная информация о других мастерах, чье творчество не вместилось в пространство выставки.