МОСКВА, 26 окт — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Фестиваль театра для детей «Большая перемена» в шестой раз стартует в Москве в пятницу, сообщили РИА Новости в пресс-службе фестиваля.

Традиционно программа фестиваля состоит из основной и специальной программ. Если основную афишу формируют из зарубежных и российских спектаклей, то в дополнительную входят мастер-классы и встречи, тема которых — театральные технологии и искусство для детей.

Среди зарубежных участников «Большой перемены» — театры из Италии, Польши, Белоруссии, но основной акцент в этом году сделан на пластический театр из Франции.

«Иногда на «Большой перемене» мы делаем акцент на детском театре из той или иной страны: привозили спектакли из Великобритании, из Дании. В этом году в фокусе фестиваля — Франция. Все три французских спектакля, которые мы привезли, связаны с движением. У нас большой опыт сотрудничества с деятелями французского театра, например, Жоэль Помра ставил в «Практике» «Пиноккио». Каждый год мы привозим французские спектакли, но в этом году решили усилить это присутствие», — рассказала директор фестиваля Мария Кубланова.

Идея французской программы «Большой перемены» родилась из интереса к французской детской драматургии.

«Мы решили сделать программу французских пьес для детей. Совместно с Французским институтом в Москве и с Французским обществом авторов и композиторов мы прочитали множество текстов и отобрали десять, читки которых пройдут во время фестиваля», — пояснила директор.

В рамках театральной французской программы на фестивале покажут три спектакля — «Эхо» компании Arcosm, в котором танцоры работают в тесном контакте с перкуссионистами, «Воображариум (Кинематика)» компании Adrien M/Сlaire B с использование видеотехнологий и спектакль известного хореографа Каролины Карлсон «Скрюченный король».

«Воображариум» — может быть, больше всего апеллирует к воображению зрителя, погружая его в мир современных технологий. В постановке очень лаконичная сценография — есть только белый линолеум и белый экран, все остальное создается за счет видеопроекций. Это пример современного театра для детей, показывающий, как можно применить те технологии, среди которых мы живем, к детскому искусству», — рассказала Кубланова.

По словам директора фестиваля, престиж детского театра в Европе, в том числе, во Франции, достаточно высок. Многие известные режиссеры, как и драматурги, работают не только для взрослого зрителя, но обращают свое внимание и на детскую аудиторию.

«В Европе другая ситуация, там не было таких социальных и экономических потрясений, как в России, где в итоге детский театр оказался на периферии. Многие годы детским театром у нас занимались, в основном, огромные ТЮЗы, где сто лет идут одни и те же спектакли с толстыми пожилыми снегурочками. Сейчас ситуация меняется, появляется много маленьких студийных, домашних театров», — считает Кубланова.

Российская театральная программа фестиваля, проходящего в дни школьных каникул, представлена спектаклями театра «Практика», театра.Doc, «Бармалеем» и «Колобком» Большого театра кукол из Петербурга, недавней премьерой обновляющегося Московского театра кукол «Игра в каракули», а также частного небольшого театра «Творческое объединение 9». Приедут на фестиваль театры из Минска и Харькова.

Спектакли фестиваля рассчитаны на разную по возрасту аудиторию — так, на «Большую перемену» приедет варшавский театр со спектаклем «Спокойной ночи», рассчитанным на самых маленьких. Есть спектакли для подростков.

«В рамках дополнительной программы фестиваля мы проводим «классную драму». Занимаясь с драматургами, 13-14 летние подростки пишут пьесы, потом режиссеры делают из этого спектакль. Когда читаешь эти пьесы, начинаешь видеть картину поколения, понимаешь, какие темы волнуют ребят. Всего будет представлено одиннадцать пьес. Обычно мы просим руководство школ прислать нам тех, кто плохо учится, у кого проблемы с социализацией. Опыт показал, что включение в творческий контекст очень помогает адаптироваться. Они чувствуют, что то, что они делают, может быть интересно кому-то еще», — пояснила Кубланова.

Спектакль по детским пьесам будет показан на открытии фестиваля вечером в пятницу.

Помимо «классной драмы», дополнительная программа «Большой перемены» включает еще несколько мастер-классов, которые проведут зарубежные специалисты.

«Немецкая актриса и театровед Биргит Мерманн проведет мастер-класс «Понимание без границ» для школьников и для педагогов, где расскажет, как можно разговаривать с детьми в школах на сложные, табуированные темы театральными методами. В Европе, особенно в Германии, эта тенденция очень развита», — отметила директор фестиваля.

Международный фестиваль «Большая Перемена» создан в 2007 году по инициативе Театра «Практика» при поддержке правительства Москвы и министерства культуры Российской Федерации. Помимо Москвы, фестиваль 2010 года проходил также в Перми. Руководитель проекта — продюсер, режиссер, художественный руководитель театра «Практика» Эдуард Бояков.