Российская актриса, народная артистка России Мария Николаевна Ермолова родилась в Москве 15 июля (3 июля по старому стилю) 1853 года в семье суфлера Малого театра Николая Ермолова.

В 1862 году Ермолова поступила в Московское императорское театральное училище в балетный класс, но способностей к балету не обнаружила.

В 1866 году отец Ермоловой поручил ей роль Фаншетты в переделанном с французского водевиле «Жених нарасхват». Это была ее первая роль, но она не принесла актрисе успеха.

В 1870 году актриса Надежда Медведева предложила Ермоловой исполнить главную роль в спектакле «Эмилия Галотти» вместо заболевшей артистки. Премьера спектакля состоялась 30 января 1870 года. Ермолова проявила мощный сценический темперамент и удивительную искренность. Спектакль пользовался огромным успехом.

В 1871 году Ермолова окончила театральное училище и была зачислена в труппу Малого театра. В этот период актриса исполняла в основном мелкие роли в водевильных постановках. Из классического репертуара были только роли Лиды в «Свадьбе Кречинского» Сухово-Кобылина и Марианны в «Тартюфе» Мольера.

В 1873 году Мария Ермолова исполнила роль Катерины в пьесе Николая Островского «Гроза».

В 1876 году на своем бенефисе Ермолова играла Лауренсию в пьесе Лопе де Вега «Овечий источник».

В этот период Ермолова играла в пьесах по Александру Островскому: Василисы Мелентьевой в одноименной постановке (1876), Юлии Тугиной в «Последней жертве» (1877), Ларисы в «Бесприданнице» (1879), Параши в «Горячем сердце» (1883) — а также роли леди Анны в пьесе Уильяма Шекспира «Ричард III», Офелии в «Гамлете» (1878) и др.

В 1881 году Мария Ермолова сыграла роль Негиной в пьесе Александра Островского «Таланты и поклонники», которая принесла успех у критиков и зрителей.

Особняком среди ролей актрисы стоит Иоанна д’Арк в «Орлеанской деве» Фридриха Шиллера. Впервые исполнив эту роль в 1884 году, Ермолова играла ее на протяжении 18 лет. Ввиду огромного количества желающих попасть на этот спектакль, представления «Орлеанской девы» с 1893 года были перенесены на сцену Большого театра.

В 1910-е годы Ермолова перешла на возрастные роли. В репертуар актрисы добавились роли Кручининой и царицы Марфы в пьесах Николая Островского «Без вины виноватые» и «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», а так же роль фру Альвинг в пьесе Генрика Ибсена «Привидения». В 1918 году Ермолова сыграла роль княжны Плавутиной-Плавунцовой в пьесе Петра Гнедича «Декабрист», ранее запрещенной цензурой. Позднее исполнила роль Мамелфы Дмитриевны в «Посаднике» Алексея Толстого.

Одновременно с работой в театре Ермолова часто выступала на концертной эстраде с чтением стихов. В ее репертуаре была лирика Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Огарева, Никитина, Полонского и др.

В 1920 году Ермолова первой в стране была удостоена звания народной артистки России.

В 1921 году она оставила сцену. В 1924 году награждена званием «Герой Труда».

Мария Ермолова была замужем с 1877 года за юристом Николаем Шубинским (1853-1921). В 1877 году в семье родилась дочь Маргарита, в замужестве — Зеленина.

Умерла Мария Ермолова 12 марта 1928 года в Москве. Похоронена, согласно завещанию, во Владыкино. Впоследствии перезахоронена на Новодевичьем кладбище.

С 1925 года имя Ермоловой носит Московский драматический театр на улице Тверской.

В 1986 году в Москве на Тверском бульваре открылся Дом-музей М.Н. Ермоловой.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников