Именно так можно охарактеризовать ситуацию с украинским кинематографом, и именно так называется фильм, послуживший стартом и путеводителем 4-го Одесского международного кинофестиваля.

Монодрама «Все пропало» (All Is Lost) в адаптации для нашего зрителя получила диаметрально противоположное название «Не угаснет надежда». Оно и понятно, не стоит народу, у которого и так почти все пропало, смотреть кино с таким же названием. И уже тем более не стоит открывать торжественное мероприятие словами «Все пропало». Вот «Не угаснет надежда» — другое дело (да и напутствие на счастливый финал всегда вдохновляет).

Мировая премьера картины состоялась в мае в рамках внеконкурсной программы Каннского смотра, где работу молодого американского режиссера Джей Си Чендора приняли довольно тепло. Это всего второй полнометражный проект начинающего сценариста и постановщика. И второе же участие в одном из престижнейших кинофестивалей мира. Дебютный «Предел риска» (который в оригинале опять-таки никакой не «Предел риска», а «Маржин-колл») — экономический триллер о крахе на Уолл-стрит – не только попал в основной конкурс Берлинале и получил номинацию на «Оскар» за сценарий, но и каким-то образом собрал под одной крышей (как в переносном, так и в буквальном смысле) завидно звездный и сильный актерский состав: Кевина Спейси, Джереми Айронса, Деми Мур, Пола Беттани, Стэнли Туччи.

Будто в противовес «Пределу риска» для своей второй картины Чендор выбрал всего лишь одну звезду, но какую… Сам Роберт Редфорд подписался на то, чтобы два часа на экране в гордом и молчаливом одиночестве пытаться справиться с океаном. И опять же будто в противовес «Пределу риска», где герои намеревались спасти большие мировые деньги, персонаж Редфорда хочет всего-то спасти свою жизнь…

Фильм начинается с голоса за кадром. Грустного, но спокойного. Некто, кого зритель еще не видит и не знает, искренне просит за что-то прощение: «Я пытался. Правда пытался. Но не смог…». Дальше следует реплика «за восемь дней до этого» (голос в начале – первый раз из трех, когда вы услышите речь в фильме, второй раз герой попытается связаться со спасателями по рации, а третий – в отчаянии завопит «fuuuuuuuuck»).

На первый взгляд «Предел риска» и «Не угаснет надежда» кажутся очень непохожими друг на друга историями. Хотя на самом деле Джей Си Чендор идет по одному и тому же пути. Режиссер замыкает своих героев или героя в ограниченном пространстве (океан, несмотря на свою широту в реальной жизни, в кинематографическом плане – очень тесная декорация) и заставляет их спасаться от чего-то страшного и неизбежного. Правда, если топ-менеджеры с Уолл-стрит делают это с накалом и напряжением, безызвестный пожилой мужчина на парусной яхте делает это несколько апатично и монотонно (выше упомянутое «fuuuuuuuuck» — единственное проявление эмоции).

Чендор словно скрещивает «Жизнь Пи» с хемингуэевским «Стариком и море». Но и в первое произведение, и во второе добавляет обыденный реализм. Чтобы окунуться в борьбу, его герою не нужны бенгальский тигр и гигантская рыба. Достаточно обычного стечения случайностей, причем весьма прозаичных: плывущего мимо контейнера и шторма. Представьте «Жизнь Пи» без фэнтезийной составляющей, без тигра, спецэффектов и 3D – и получите «Не угаснет надежда».

77-летний Роберт Редфорд играет так, будто и не играет вовсе. Кажется, он действительно проделывает все то, что мы видим на экране, настолько тяжело и нескладно оно ему дается. Несколько минут мы наблюдаем, как герой заклеивает пробоину в лодке, несколько минут – как откачивает воду, несколько минут – как вскарабкивается на мачту, несколько минут – как ест (причем не из консервной банки ложкой, а из тарелки вилкой и ножом), несколько минут – как читает книгу, несколько минут – как просто сидит и молчит… Минута к минуте – фильм и закончился.

Реалистичность – одновременно и самая сильная сторона картины, и самая слабая. Чендор намеренно показывает сухой фрагмент, не вводя зрителя в предшествующую трагедии жизнь героя. Ведь если бы мы случайно увидели в море тонущего человека и решили понаблюдать за его попытками выжить, мы никак не смогли бы узнать, кто этот человек, откуда, почему оказался один в океане, есть ли у него семья, любит ли он кого-то, любит ли кто-то его… Он был бы для нас просто фигурой, безызвестной и безымянной. Таким оказывается для зрителя и герой Чендора. Беда только в том, что к персонажу, о котором совсем ничего не знаешь, не испытываешь эмоций. Следовательно, итог борьбы – спасется или погибнет – становится неважен и абсолютно приемлем и в том, и в другом варианте…

На Одесском кинофестивале от имени Джей Си Чендора и Роберта Редфорда выступила продюсер фильма Анна Герб (бабушка которой, кстати, родом из Одессы, а потому Анна немножко говорит по-русски). Именно она представила ленту украинским зрителям и ответила на вопросы журналистов.

«Не угаснет надежда» сильно отличается от «Предела риска». Режиссер сделал это намеренно?

— Да, действительно «Предел риска» другой, сложный, с длинными запутанными диалогами. Но Джей Си все свои фильмы строит на основе собственного опыта, или же из рассказов отца. Так, например, в детстве он наблюдал кораблекрушение и даже помнит, как в воде плавали игрушки… Эти образы, врезавшиеся в память отдельными фрагментами, и послужили основой для «Не угаснет надежда».

Как удалось заполучить Редфорда?

— Ооо, это забавная история. Джей Си был на «Санденсе» (американский фестиваль независимого кино. – Авт.) с премьерой «Предела риска». А Роберт Редфорд как раз выступал на сцене с какой-то торжественной речью. Колонка позади Чендора не работала, поэтому он совсем ничего не слышал. И тут вдруг она неожиданно включилась. Джей Си услышал фирменный голос Редфорда и тут же подумал: что если взять и отнять этот голос… Так и возникла идея пригласить на роль молчаливого утопающего звезду старого Голливуда. И надо сказать, Роберт сразу же заинтересовался. Он ведь не молод, и ему хотелось себя испытать.

С какими трудностями столкнулись на съемках?

— Ой, трудностей было много… У нас ведь довольно скудный бюджет – всего 9 миллионов долларов. Обычно подобные сюжеты тянут на суммы раза в четыре больше. И звезду нашу мы изматывали по полной: он и мок, и мерз… На площадке работали каскадеры, но нам хотелось максимально приблизить картинку к реальности. Да и Редфорд настаивал на том, чтобы проделывать многие трюки самостоятельно.         

Почему автор дает зрителю так мало информации о своем герое?

— Это, скорее, вопрос к Джей Си. Думаю, такова его режиссерская политика: прописывать как можно меньше контекста. В данном случае семейная и социальная ситуации персонажа неважны. Речь идет об универсальных человеческих свойствах и, главное, о встрече со смертью.

Океан, рыбы, лодка – настоящие или декорация?

— Рыбы, акулы – все реально! Мы снимали в открытом океане на Багамах, побережье Мексики и Калифорнии. У нас был прекрасный оператор – специалист по документальной подводной съемке.

Как Вам кажется, не слишком ли много испытаний выпадает на долю героя?

— Хм… Фильм ведь рассказывает о свойстве человеческого духа: сдаться или бороться. Чтобы показать это свойство, нужны испытания. Думаю, каждый человек способен на такую борьбу. В нашей истории нет каких-либо глобальных решений, больших решительных шагов. Все происходит мелкими неуверенными шажками. Именно так движется по жизни каждый из нас…

Смотрите все! Цените лучшее!