Одесса 2013: все пропало, но не угаснет надежда
Именно так можно охарактеризовать ситуацию с украинским кинематографом, и именно так называется фильм, послуживший стартом и путеводителем 4-го Одесского международного кинофестиваля.
Монодрама «Все пропало» (All Is Lost) в адаптации для нашего зрителя получила диаметрально противоположное название «Не угаснет надежда». Оно и понятно, не стоит народу, у которого и так почти все пропало, смотреть кино с таким же названием. И уже тем более не стоит открывать торжественное мероприятие словами «Все пропало». Вот «Не угаснет надежда» — другое дело (да и напутствие на счастливый финал всегда вдохновляет).
Мировая премьера картины состоялась в мае в рамках внеконкурсной программы Каннского смотра, где работу молодого американского режиссера Джей Си Чендора приняли довольно тепло. Это всего второй полнометражный проект начинающего сценариста и постановщика. И второе же участие в одном из престижнейших кинофестивалей мира. Дебютный «Предел риска» (который в оригинале опять-таки никакой не «Предел риска», а «Маржин-колл») — экономический триллер о крахе на Уолл-стрит – не только попал в основной конкурс Берлинале и получил номинацию на «Оскар» за сценарий, но и каким-то образом собрал под одной крышей (как в переносном, так и в буквальном смысле) завидно звездный и сильный актерский состав: Кевина Спейси, Джереми Айронса, Деми Мур, Пола Беттани, Стэнли Туччи.
Будто в противовес «Пределу риска» для своей второй картины Чендор выбрал всего лишь одну звезду, но какую… Сам Роберт Редфорд подписался на то, чтобы два часа на экране в гордом и молчаливом одиночестве пытаться справиться с океаном. И опять же будто в противовес «Пределу риска», где герои намеревались спасти большие мировые деньги, персонаж Редфорда хочет всего-то спасти свою жизнь…
Фильм начинается с голоса за кадром. Грустного, но спокойного. Некто, кого зритель еще не видит и не знает, искренне просит за что-то прощение: «Я пытался. Правда пытался. Но не смог…». Дальше следует реплика «за восемь дней до этого» (голос в начале – первый раз из трех, когда вы услышите речь в фильме, второй раз герой попытается связаться со спасателями по рации, а третий – в отчаянии завопит «fuuuuuuuuck»).
На первый взгляд «Предел риска» и «Не угаснет надежда» кажутся очень непохожими друг на друга историями. Хотя на самом деле Джей Си Чендор идет по одному и тому же пути. Режиссер замыкает своих героев или героя в ограниченном пространстве (океан, несмотря на свою широту в реальной жизни, в кинематографическом плане – очень тесная декорация) и заставляет их спасаться от чего-то страшного и неизбежного. Правда, если топ-менеджеры с Уолл-стрит делают это с накалом и напряжением, безызвестный пожилой мужчина на парусной яхте делает это несколько апатично и монотонно (выше упомянутое «fuuuuuuuuck» — единственное проявление эмоции).
Чендор словно скрещивает «Жизнь Пи» с хемингуэевским «Стариком и море». Но и в первое произведение, и во второе добавляет обыденный реализм. Чтобы окунуться в борьбу, его герою не нужны бенгальский тигр и гигантская рыба. Достаточно обычного стечения случайностей, причем весьма прозаичных: плывущего мимо контейнера и шторма. Представьте «Жизнь Пи» без фэнтезийной составляющей, без тигра, спецэффектов и 3D – и получите «Не угаснет надежда».
77-летний Роберт Редфорд играет так, будто и не играет вовсе. Кажется, он действительно проделывает все то, что мы видим на экране, настолько тяжело и нескладно оно ему дается. Несколько минут мы наблюдаем, как герой заклеивает пробоину в лодке, несколько минут – как откачивает воду, несколько минут – как вскарабкивается на мачту, несколько минут – как ест (причем не из консервной банки ложкой, а из тарелки вилкой и ножом), несколько минут – как читает книгу, несколько минут – как просто сидит и молчит… Минута к минуте – фильм и закончился.
Реалистичность – одновременно и самая сильная сторона картины, и самая слабая. Чендор намеренно показывает сухой фрагмент, не вводя зрителя в предшествующую трагедии жизнь героя. Ведь если бы мы случайно увидели в море тонущего человека и решили понаблюдать за его попытками выжить, мы никак не смогли бы узнать, кто этот человек, откуда, почему оказался один в океане, есть ли у него семья, любит ли он кого-то, любит ли кто-то его… Он был бы для нас просто фигурой, безызвестной и безымянной. Таким оказывается для зрителя и герой Чендора. Беда только в том, что к персонажу, о котором совсем ничего не знаешь, не испытываешь эмоций. Следовательно, итог борьбы – спасется или погибнет – становится неважен и абсолютно приемлем и в том, и в другом варианте…
На Одесском кинофестивале от имени Джей Си Чендора и Роберта Редфорда выступила продюсер фильма Анна Герб (бабушка которой, кстати, родом из Одессы, а потому Анна немножко говорит по-русски). Именно она представила ленту украинским зрителям и ответила на вопросы журналистов.
— «Не угаснет надежда» сильно отличается от «Предела риска». Режиссер сделал это намеренно?
— Да, действительно «Предел риска» другой, сложный, с длинными запутанными диалогами. Но Джей Си все свои фильмы строит на основе собственного опыта, или же из рассказов отца. Так, например, в детстве он наблюдал кораблекрушение и даже помнит, как в воде плавали игрушки… Эти образы, врезавшиеся в память отдельными фрагментами, и послужили основой для «Не угаснет надежда».
— Как удалось заполучить Редфорда?
— Ооо, это забавная история. Джей Си был на «Санденсе» (американский фестиваль независимого кино. – Авт.) с премьерой «Предела риска». А Роберт Редфорд как раз выступал на сцене с какой-то торжественной речью. Колонка позади Чендора не работала, поэтому он совсем ничего не слышал. И тут вдруг она неожиданно включилась. Джей Си услышал фирменный голос Редфорда и тут же подумал: что если взять и отнять этот голос… Так и возникла идея пригласить на роль молчаливого утопающего звезду старого Голливуда. И надо сказать, Роберт сразу же заинтересовался. Он ведь не молод, и ему хотелось себя испытать.
— С какими трудностями столкнулись на съемках?
— Ой, трудностей было много… У нас ведь довольно скудный бюджет – всего 9 миллионов долларов. Обычно подобные сюжеты тянут на суммы раза в четыре больше. И звезду нашу мы изматывали по полной: он и мок, и мерз… На площадке работали каскадеры, но нам хотелось максимально приблизить картинку к реальности. Да и Редфорд настаивал на том, чтобы проделывать многие трюки самостоятельно.
— Почему автор дает зрителю так мало информации о своем герое?
— Это, скорее, вопрос к Джей Си. Думаю, такова его режиссерская политика: прописывать как можно меньше контекста. В данном случае семейная и социальная ситуации персонажа неважны. Речь идет об универсальных человеческих свойствах и, главное, о встрече со смертью.
— Океан, рыбы, лодка – настоящие или декорация?
— Рыбы, акулы – все реально! Мы снимали в открытом океане на Багамах, побережье Мексики и Калифорнии. У нас был прекрасный оператор – специалист по документальной подводной съемке.
— Как Вам кажется, не слишком ли много испытаний выпадает на долю героя?
— Хм… Фильм ведь рассказывает о свойстве человеческого духа: сдаться или бороться. Чтобы показать это свойство, нужны испытания. Думаю, каждый человек способен на такую борьбу. В нашей истории нет каких-либо глобальных решений, больших решительных шагов. Все происходит мелкими неуверенными шажками. Именно так движется по жизни каждый из нас…
Смотрите все! Цените лучшее!
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.