Почему вместо поисков себя белорусское искусство довольствуется секонд-хендом, а меценаты не ищут таланты — об этом продюсер и независимый медиа-консультант Владимир Максимков.

Продавца интересует заработок

— Для начала определимся с терминологией. Разделим искусство на две категории – актуальное и изящное. Под актуальным будем понимать новые, смелые, нетривиальные эксперименты творцов, идущих в авангарде человечества и определяющих завтрашний день искусства. Под изящным — уже принятое, понятое большинством, в большой степени массовое искусство.

Любого продавца, прежде всего, интересует заработок. А хорошая прибыль получается, когда продукт покупает больше людей. Выгодно заниматься продажей массового искусства, которое имеет широкую целевую аудиторию и к тому же технологично тиражируется.

Увы — белорусское искусство в большинстве своем – это «калькирование» массового зарубежного искусства. Наши творцы не задумываются о новинках. «Что вы там слушаете-смотрите? — спрашивают они. — Вот мы слепим что-то похожее и быстро заработаем». Получается уже третичный продукт. Зато такого рода произведения хоть как-то продаются.

Те немногие продавцы, которые работают с искусством, изучают рынок и понимают, что именно сегодня реально можно продать. Но страна почти не знает уникальных, аутентичных авторов.

У нас нет коммерсантов, которые рыщут в поисках талантов

По мнению Владимира Максимкова, мало кто мыслит стратегически.

— Всем нужна выгода уже завтра. Мы играем на потребностях народа ради быстрой прибыли. А в то же время коммерсант должен уметь вложить средства в актуальное искусство, адекватно оценивая, что отдача может быть через много лет, и не ему, а его детям. В области вложений в актуальное искусство белорусы сильно проигрывают. В этой сфере не хватает образованных, интеллигентных людей с желанием и возможностями развивать актуальные направления.

Разумеется, не все актуальное искусство становится массовым. Некоторые вещи настолько опережают время, что их еще долго не будет понимать общество. Так что коммерческие риски могут быть велики.

Беларуси не хватает частного бизнеса, людей, которые заинтересованы в развитии искусства, которые в нем разбираются, не хватает меценатов. И в стране абсолютно нет конкуренции. У нас практически нет коммерсантов, которые рыщут в поисках талантов. Авторы вынуждены сами себя предлагать и искать заинтересованных представителей.

Продажа искусства — не государственная задача. Вот пусть бы государство давало возможность развиваться частному бизнесу, а уж частный бизнес рано или поздно найдет способы поддерживать, развивать и зарабатывать на искусстве. Как правило, сначала общество удовлетворяет главные потребности, потом нуждается в развлечении, и только после этого задумывается о чем-то высоком.

Мы потеряли национальную особенность

— Одна из главных проблем — мы забыли национальную культуру. На ней могло бы базироваться собственное актуальное искусство, — уверен Владимир. — У нас нет крепкого фундамента, на который можно опираться и вместо поиска себя мы довольствуемся секонд-хендом. Конкурировать в области искусства можно только за счет уникальности, оригинальности, необычности, особенно, если речь идет о мировом рынке. Не стоит пытаться снимать кино «по-Голливудски», чаще всего это будет жалкое подобие… Мне кажется, по-настоящему интересным миру будет лишь национальное искусство, пропитанное особенным, необычным, сугубо своим мироощущением.

Конечно, чтобы выжить, художник вынужден заниматься ремесленничеством, то есть создавать массовое искусство, которое стопроцентно продастся. И нет в этом ничего плохого, пока ремесленник не вытесняет уникальность Художника…

А на государство рассчитывать не приходится

Белорусское актуальное искусство будет и дальше влачить андерграундное существование и развиваться в интернет-пространстве, а массовое — станет еще более вторичным, в силу того, что белорусы находят под воздействием мощнейшего информационного потока соседей — таков прогноз продюсера Максимкова.

А на государство рассчитывать не приходится из-за отсутствия ясных целей и хаотично-субъективных решений в области развития искусства.

Предстоит пройти период хаоса, хищнического накопления капитала, деления собственности, потом ее переделку, дождаться появления по-настоящему богатых (материально и духовно) людей. И вот тогда следующее поколение, начнет относиться к искусству, как к предмету потребления, и этот рынок начнет развиваться.