На счету вице-президента Украинской PR-Лиги Елены Деревянко несколько громких избирательных кампаний. Она работала на Леонида Черновецкого на выборах киевского мэра 2006 и 2008 годов. Воздействием на электорат ее компетенции не исчерпываются. Один из основных источников доходов ее агентства PR-Service – работа с репутациями бизнесменов и компаний. Это с ее легкой руки харьковский мультимиллионер Александр Ярославский стал по-настоящему публичным человеком. 

О своей профессии

В обывательском лексиконе прочно закрепились как ругательные два глагола – пиариться и пиарить. Их произносят с видимым неодобрением и скрытой завистью. Обозначаемые этими словами действия в общественном сознании ассоциируются с азиатским коварством, отсутствием совести и цинизмом.

На самом деле управление репутацией сродни профессии дипломата, который в зависимости от поставленных задач сглаживает противоречия или обостряет конфликт. Пиарщик – разновидность оптического прибора, помогающего небожителям не потерять связь с реальностью. В тесном личном контакте он еще и современная версия мудрого и дерзкого шекспировского шута, еретические суждения которого можно пропустить мимо ушей, но лучше не стоит.

О свободе

Когда работаешь с крупным бизнесменом или политиком, возникает риск скатиться до уровня прислуги. Чтобы избежать этого, нужно оставаться внутренне свободным. Поэтому еще в начале нашего сотрудничества с Александром Ярославским в 2007 году, было условлено, что я не стану штатным сотрудником. То, что я продолжаю управлять своим агентством и нахожусь вне жесткой корпоративной иерархии DCH (компания, управляющая активами Ярославского. – Forbes), позволяет делать яркие и эффективные вещи без страха получить нагоняй от большого начальства.

О Ярославском

Когда Ярославский встречает журналистов в рваных джинсах и мокасинах на босу ногу, когда уходит от прямого ответа на вопрос фирменной фразой «А это тайна», он не играет и не позирует. Он так живет. Искренность – это всегда правильно, она-то и делает Ярославского человеком, которого не спутать ни с кем. Свою роль в качестве его советника я вижу в том, чтобы помочь лучше раскрыться всем граням этого редкого естественного дара. И одновременно минимизировать репутационные риски.

О главном заблуждении

Среди украинских олигархов распространено заблуждение, что пиар всемогущ и может быстро, безболезненно и навсегда убедить «целевые аудитории» в чем угодно. Конечно, черную короткошерстную кошку можно сделать платиновой блондинкой и нарастить ей длинную шелковистую шкуру. Можно потом регулярно окрашивать отросшие корни. Но однажды наступит «усталость металла» – привезут не ту краску, колорист уйдет в запой. И неприглядная правда станет достоянием общественности. Невозможно обманывать всех, и главное – бесконечно долго.

О команде Черновецкого

Если бы мне предложили начать жизнь сначала, на выборах киевского мэра 2006 и 2008 годов я снова играла бы на стороне победившей команды. Во-первых, потому что Александр Омельченко образца 2006-го меня не устраивал как мэр, я никогда не прощу ему изуродованный Майдан. И, во-вторых, потому что я не считаю законными досрочные перевыборы 2008 года, каким бы мэром ни был Леонид Черновецкий.

О провалах

Единственное, о чем я вспоминаю с сожалением, – давний опыт сотрудничества с проворовавшимся впоследствии чиновником из госмонополии. Не буду его называть. После этого я зареклась руководствоваться в работе исключительно финансовыми соображениями. Никакими деньгами не компенсировать стыд, который испытываешь, работая с ничтожеством.

Для себя я сформулировала несколько моральных табу: я никогда не буду работать с людьми или заниматься проектами, которые повредят историческому облику Киева, могут нанести ущерб природе и животным (диким или домашним). Я отказываюсь от работы, если уверена, что проект не принесет клиенту пользы.

О медиадевственниках

Среди украинских состоятельных бизнесменов и политиков есть особая категория товарищей, которых я называю медиадевственниками. Это люди разного возраста, происхождения, с разным образованием, которых объединяет одно отвратительное качество: они абсолютно не желают считаться с законами формирования репутации. Они свято уверены, что всех можно купить; что можно наговорить глупостей в интервью авторитетному изданию, а потом попросить переписать его на 100% так, как им кажется нужным. Эти люди убеждены, что об их бизнесе или иной деятельности СМИ имеют право писать только хорошее, и что в эпоху интернета и соцсетей можно скрыть от массмедиа факт существования крупных бизнесов. А сайт, на котором появилось нечто, обязательно надо отDоSить, чтобы убить негатив. В дремучем неведении их держат завышенная самооценка и трусость прихлебателей. Большинству этих товарищей удается объяснить всю правду об окружающем мире. Но до этого момента работать с ними мучительно больно.

О сотрудниках

Лучше порядочный кандидат с хорошим характером, который не знает всех тонкостей, чем кандидат с безупречным CV и завышенной самооценкой. В моем агентстве создан «совет старейшин»: сотрудники с наибольшим стажем имеют право вето при обсуждении приема на работу новичков.

За ошибки, которые не принесли серьезного ущерба клиенту, не штрафуем, а объясняем, как их избежать. За серьезные проколы наказываем больно, но всего один раз. Повторный прокол означает «You’re fired».

О себе

С раннего детства мне внушили, что я обязательно буду преподавателем вуза, как моя мама и бабушка. Знание истории, философии, литературы, талант сочинителя всегда рассматривались родителями как важные, но не основные составляющие моего будущего карьерного пути. Экономическое образование и научная степень кандидата наук должны были стать отправной точкой жизненного сценария. Жизнь причудливей наших планов. Необходимые для защиты диссертации статьи привели меня в журналистику, а потом и на вольные хлеба. Вначале – к созданию своего пиар-агентства, позже – к работе над формированием имиджа крупных бизнесменов и политиков.